Всех под одну гребенку 
В Новосибирске набирают обороты ассесмент-центры. Примечательно, что каждая из
представляющих эту услугу компаний вкладывает в понятие центра оценки персонала
разное содержание. При этом ассесмент-услуги кадрового агентства Business Connection,
центра прикладной психологии «Алекса-групп» и центра развития персонала «Аптайм»
активно востребованы директорами по персоналу сибирских компаний.
Родоначальником ассесмент-центров стала компания AT & T, которая впервые
в 50-х годах провела оценку сотрудников в отдельном здании учебного центра,
который впоследствии назвали Assessment Center Центр Оценки. Если пользоваться
определением президента «Кадрового Клуба» Александра Литягина, ассесмент-центр
это процедура быстрой оценки сотрудников. По сравнению с интервью (10-15%)
и психологическими тестами (20%) услуги такого центра обладают наибольшей прогностической
валидностью (70-80%). Важное отличие assesment-центров от остальных процедур
использование помимо психологических тестов и интервью поведенческих упражнений
и деловых игр, в которых участники моделируют реальное поведение решают профессиональные
задачи, ведут переговоры с клиентом. В международной практике работа АЦ считается
процедурой сложной, дорогой и одновременно эффективной и достоверной. В России
принципы АЦ начали внедряться около 10 лет назад.
На Новосибирском рынке услугу ассесмент-центра предлагают компании Business
Connection, «Алекса-групп» и «Аптайм». Время от времени ассесмент-услугу предоставляет
и кадровое агентство «Сиб-Анкор», но активно ее не позиционирует. Впрочем, по
словам директора «Сиб-Анкора» Елены Рыженковой, услуга ассесмент-центра станет
постоянным предложением компании сразу после переезда кадрового агентства в
новый просторный офис. Работу по быстрой оценке может делать и «Азия консалтинг
групп», но эта компания предлагает данную услугу только в рамках комплексного
консалтинга для постоянных клиентов. Наконец, инструментами центра быстрой оценки
владеют менеджеры и директора по персоналу, которые прошли специальное обучение.
Впрочем, они работают внутри компаний и не выходят на открытый рынок.
Несмотря на то что услуга assesment-центра представлена на российском рынке
больше 10 лет, жесткого перечня действий, необходимых для квалифицированной
оценки, до сих пор нет. Например, в Business Connection делают упор на профессиональное
тестирование. В «Аптайме» больше специализируются на психологических опросниках,
а «Алекса-групп» уделяет много внимания деловым играм. Из всех игроков рынка
наиболее оперативно оценочные процедуры проходят в Business Connection. Тем
не менее быстрая технологичная оценка предполагает узкую профессиональную направленность
ассесмент-центра. В Business Connection это в основном отделы продаж.
Управляющий партнер Business Connection Ильгиз Валинуров утверждает, что основу
ассесмент-центра в его компании составляют деловые игры и опросники по оценке
профессиональных качеств и навыков подбираемого специалиста. Для составления
грамотного опросника, а особенно подготовки деловых игр (кэйсов) кадровое агентство
приглашает экспертов рынка, специалистов в своей области бизнеса. «При подборе
логистика мы составляем опросный лист совместно с транспортной компанией и руководителями
складов», резюмирует Валинуров. После каждого «отсева» опросник дорабатывается
и модернизируется удаляются или переформулируются лишние или непоказательные
вопросы.
«Под каждую вакансию есть свой набор деловых игр, иногда мы моделируем ситуацию
в конкретной компании. Для менеджеров по персоналу у нас есть такая игровая
ситуация представьте, что вас покупает крупная структура, вы становитесь частью
холдинга, компания хочет полностью сократить ваш отдел по персоналу. Ваши контраргументы,
действия. А второй круг противоположная задача. Вы руководитель холдинга,
вам нужно сократить отдел по персоналу. Как вы сделаете это с минимальными потерями?
Это одна из наших самых живых игр», делится впечатлениями Валинуров.
Как правило, заказчики сами участвуют в деловых играх, пробуют кандидатов «в
деле». Такая реальная оценка дает некую иерархию равных по уровню подготовки
и соответствующих по другим требованиям кандидатов. В Business Connection быстрой
оценке подвергаются все кандидаты. Услуга укладывается в трехчасовую процедуру.
Валинуров утверждает, что это опция для его компании малозатратна, а для клиента
вообще бесплатна. В сущности, приходится платить лишь за привлечение эксперта.
Из обратившихся 22-25 номинантов до ассесмента доходят 10-15 человек, в финал
выходят, как правило, трое.
Услуга действительно бюджетна и весьма унифицирована центр оценки для главных
энергетиков и для менеджеров по рекламе отличается всего двумя пунктами профессиональными
тестами и деловой игрой. Тесты на эрудированность общие для всех (проверяются
знание английского языка, логика, умение формулировать, пространственное воображение,
мотивация), самопрезентация (задание за 30 секунд рассказать о себе) тоже.
Примечательно, что некоторые базовые принципы ассесмента в Business Connection
были транслированы из международных компаний. Жанна Косолапова, пришедшая в
кадровое агентство из компании Mars, считает, что процедура ассесмента в Business
Connection сравнима с международными стандартами. По мнению Валинурова, его
компания не нарушает чей-то копирайт: технология ассесмент-центра американского
образца подробно описана в учебниках и ни для кого не является секретом.
Вам по душе быстрая оценка?
Наталья Краснова, директор РК-департамента ЦФТ:
Ассесмент-центр (АЦ) предоставляет комплексные услуги по оценке персонала,
и вполне понятно, что каждый раз в зависимости от компании, цели оценки, количества
оцениваемых и т.д. в эту услугу включается разное содержимое, используются
различные методы и инструменты оценки. И, пожалуй, именно «стандартность» АЦ
и будет неадекватна.
Я жду от АЦ достоверных ответов на свои вопросы относительно наличия и глубины
конкретных знаний сотрудника, необходимых для определенной работы. Так как на
данный момент метод АЦ является наиболее оптимальным из имеющихся, то и траты
на внедрение АЦ своими силами либо проведение АЦ внешними консультантами окупаются
прямо или косвенно.
К плюсам метода я бы отнесла комплексность, комплексность и еще раз комплексность.
Совмещение различных методик, специально подобранных, объединенных и отработанных
дает неплохой синергетический эффект. Но, увы, то же можно отнести и к минусам,
ведь комплексность влечет и некоторую громоздкость, затянутость по времени,
большие затраты.
И еще при подборе кандидатов я бы доверилась рекрутинговой компании, а вот
при оценке сотрудников компании консалтинговой. Кесарю кесарево:
Светлана Лалетина, менеджер по персоналу компании «Вимм-Билль-Данн»:
Я думаю, что это очень показательная оценка персонала. Всю необходимую информацию
о номинанте можно получить непосредственно на деловых играх. В процессе ассесмента
можно оценить, лоялен человек компании или нет, вливается ли он в коллектив
или нет, сможет ли встроиться в корпоративную культуру или является контрагентом.
К плюсам метода я бы отнесла тот факт, что за небольшое количество времени
просматривается больше кандидатов и зачастую качественнее. Директора по HR
экономят свое время, а номинанты получают весомое обоснование отказа.
{ список всех статей }

|